1. Знание о культуре: дисциплинарные аспекты.
Вопросы:
1. Дайте определение понятию культура
Ответ:
• Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой.
В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.
• Культура – это мера и способ развития человека.
В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.
• Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества.
Данный подход свидетельствует, что не сама по себе деятельность человека (которая может быть и антигуманной, и криминогенной, и разрушающей), а её способы, качество, степень разумности и полезности характеризуют степень её культурности.
• Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
В этом определении подчёркивается значение хранения уже существующих духовных и материальных ценностей, а также создания и распространения новых, что ведёт к тому, что каждое новое поколение стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и её результатами.
Каждый из указанных подходов может быть основой для определения понятия «физическая культура». Общим для них является осознание того, что культура неразрывно связана с деятельностью. Другими словами, это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на её совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
В свою очередь, деятельность человека обусловлена его потребностями. Известно, что вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению потребностей.
Существуют два класса потребностей: естественные (докультурные) и социальные (культурные). Первые даны от природы, к ним относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности в размножении и защите потомства. Вторые формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности.
На фоне всего сказанного наиболее обобщённым представляется следующее определение понятия «культура»: культура в широком смысле этого слова – это интеллектуально-моральная надстройка общества (Коренберг В.Б., 2008).
2. Каково предметное поле культурологии как научной дисциплины? Предложите разные варианты структурного дерева содержания культурологии как науки. Какие классификационные основания были выбраны?
Ответ:
Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900-1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, вычленившуюся из антропологии. Однако западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там не существует такой научной дисциплины с оформленной, структурированной системой знаний и четко выраженными дисциплинарными границами. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами (акцентировка меняется в зависимости от того, о какой стране идет речь) в рамках таких дисциплин как социальная и культурная антропология, опирающихся на эмпирический материал, а также социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др.
Формирование структуры и диапазона направлений современного культурологического знания в России имеет особенность, существенно отличающую этот процесс от обычной динамики развития науки. Как правило, в систему образования в качестве учебного материала попадает то знание, которое в науке уже устоялось, оформилось, не вызывает острых дискуссий. Современная отечественная культурология, складывавшаяся с период 60-х-80-х годов, и являвшаяся тогда предметом занятий достаточно узкой группы специалистов, получила импульс к интенсивному развитию как раз напротив, из системы образования, когда возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеологической парадигмы. В этом - одна из причин того, что культурология как принципиально неидеологическая дисциплина как бы "ворвалась" в современное обществознание путем проб и ошибок, расширения поля анализа, вовлечения в него знаний из других областей, и в то же время "отсечения" того, что принадлежит к другим сферам науки.
Понятно, что определения объекта и предмета культурологии концентрируются вокруг понятия культуры. Мы, однако, не можем ограничиться этим указанием, так как понятие культуры в силу его сложности и многозначности употребляется в самых разных значениях в диапазоне от обыденного использования до глобального контекста (в частности, от "культуры поведения" до "мировой культуры"). Здесь же отметим, что на самом деле достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и др. исследований. И все же можно считать, что культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.
2. Знание о культуре: институциональные аспекты
Вопросы:
1. Когда предмет культурологического исследования становится учебными курсами (обязательными или вариативными спецкурсами)? С какими общественно-политическими, экономическими и прочими событиями это связано (мотивировано, спровоцировано)?
Ответ:
В России направление высшего образования по специальности “культурология”, а также общеобразовательный курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему Госстандарту высшего профессионального образования. В отличие от Номенклатуры специальностей научных работников, принятой Миннауки и ВАК РФ, где к Культурологии помимо теории культуры и исторической культурологии отнесены исследования в области охраны и реставрации культурных объектов, а также прикладные культурологические разработки, в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования и Государственном образовательном стандарте РФ Культурология ограничена только областью фундаментальных знаний по теории и истории культуры, а квалификационные ориентации – подготовкой специалистов для научно-исследовательской, преподавательской и управленческой работы в культуре. Прикладная же культурология отнесена к специальностям Музееведение, Социально-культурная деятельность и др.
Хотя элементы культурологического знания включались в программы подготовки по ряду специализаций преимущественно философского образования в СССР еще с 60-х гг., культурология в целом, будучи плохо совместимой с жесткими догматами марксистского истмата, не могла получить распространения в советской образовательной системе. На культурологию обратили внимание лишь в начале 90-х гг., когда после вывода из образовательных программ вузов исторического материализма и научного коммунизма в содержании образования обнажилась очевидная лакуна в области обобщающего знания об историческом опыте и актуальных теориях форм социальной организации и регуляции коллективного человеческого общежития, о месте человека в социуме. Было признано, что из существующих в отечественной практике направлений социально-научного знания для заполнения выявившейся лакуны наиболее предпочтительно то, еще весьма аморфное направление исследований общества и культуры, которое постепенно сложилось в советской науке в течение 60-80-х гг. и получило название “культурология” (Культурологические науки).
Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том, что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектичную конструкцию из элементов западной социальной и культурной антропологии, веберовской и сорокинской социологии культуры, отечественной дореволюционной культурно-исторической типологии и идей “евразийства”, шпенглеровско-тойнбианских цивилизационных теорий, биоэтнических концепций Гумилева, философии “русской идеи” времен “серебряного века”, современной советской креативно-деятельностной философии культуры, взглядов на культуру классиков русской литературы, мифологической и семиотической школ отечественной филологии, семантико-герменевтических штудий в искусствознании и т.п. Попыткой сведения этих разнородных составляющих в некую целостную систематизированную программу обучения теории и истории культуры явилась подготовка в 1992 первого Государственного образовательного стандарта по специальности Культурология, разработанного специалистами Госкомвуза РФ при участии экспертов из ряда московских вузов.
В том же году культурология наряду с социологией, политологией и правоведением была введена в образовательные программы всех вузов страны (вместо цикла дисциплин марксизма-ленинизма) и открыта как самостоятельное направление и специальность высшего профессионального образования. Тогда же были выданы и первые государственные лицензии на право обучения по специальности Культурология сформированным в течение 1991-1992 культурологическим кафедрам в МГПУ им. Ленина, РГГУ, Рост. ГУ, СПбГУ, Ур.ГУ.
Первые шаги в организации специального культурологического образования и соответствующей учебной структуры были предприняты в одном из первых негосударственных вузов страны – Российском открытом университете, где в 1990 началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого факультета была создана Высшая школа культурологии (ВШК) Московского государственного университета культуры (Минкультуры РФ) – единственное пока в России специальное учебное заведение, где ведется подготовка культурологов различных профилей и специализаций. В том же году в ВШК был произведен выпуск первых в России дипломированных специалистов-культурологов.
2. Культурология как направление подготовки в российских вузах. Где учат на культуролога?
Ответ:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Российский государственный гуманитарный университет
Московский государственный институт культуры
Московский государственный лингвистический университет
СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет
НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
ТГУ – Национальный исследовательский Томский государственный университет
КФУ – Казанский (Приволжский) федеральный университет
ЮФУ – Южный федеральный университет
УрФУ имени Б.Н. Ельцина – Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина
ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет
СФУ – Сибирский федеральный университет
СГУ имени Н.Г. Чернышевского – Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
МПГУ – Московский педагогический государственный университет
ГУАП – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
ОГУ – Оренбургский государственный университет
СВФУ имени М.К. Аммосова – Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
РГСУ – Российский государственный социальный университет
НовГУ – Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
ИГУ – Иркутский государственный университет
ЛГУ имени А.С. Пушкина – Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Всего: 79 вузов
3. Государственные образовательные стандарты по направлению «культурология» в условиях реформы российской высшей школы
Контрольные вопросы:
1. Какие компетенции могут быть сформированы у школьников на культурологических курсах?
Основой формирования культурологической компетенции может служить интеграция предметов, а именно предметов гуманитарно-эстетического цикла литературы и музыки). В настоящее время продолжается освоение и поиск новых педагогических решений, методов, форм и приёмов обучения литературе, способствующих развитию творческого потенциала. Интеграция предметов в современной школе – это одно из направлений совершенствования литературного образования. На интегрированных уроках у учащихся формируются дополнительные культурологические знания и умения, расширяется кругозор, прививаются общекультурные ценности.
4. Возрастные физиологические и психологические особенности учащихся старшего подросткового и младшего юношеского возраста (15-18 лет)
Контрольные вопросы:
1. Какие возрастные особенности подростков необходимо учитывать при формировании и реализации учебных курсов по культурологии.
Подростковая культура начинает формироваться, когда родители (общество) отправляют ребенка в школу, где от него, особенно при переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. В значительной степени и школа, и родители блокируют в настоящее время для ребенка возможность решать свои проблемы в сфере игры и фантазии (сказки). Напротив, объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются двусторонни властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями отношения, которые на подростковом этапе не только четко оформляются и расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики.
В прошлом возрастная терминология не была единообразной. Например, в Толковом словаре В. Даля «подросток - это дитя на подросте, около 14-15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20 лет. Как считает И. С. Кон, «возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус», а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию».
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по-разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 - у мальчиков.На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет (соответственно у девочек и мальчиков). Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. К пятому этапу, в 15-17 лет (16-17 лет у мальчиков, 15-16 - у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.
Следует особо подчеркнуть, что анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.
Подростковый возраст традиционно принято оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение.
Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков противоречивой социально - подвижной частью общества.
Существует несколько типов противоречий в формировании личности подростка.
Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого-либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность не включая мышление.
5. Методики и технологии преподавания и обучения в контексте уровневого образования
Контрольные вопросы:
1. Каким образом можно определить и подтвердить наличие определенных компетенций у учащихся?
Профессиональное образование и обучение, на сегодняшний день, должно представлять собой совокупность завершенных и относительно самостоятельных «отрезков» образовательной траектории, каждый из которых заканчивается подтверждением освоенной квалификации с выдачей соответствующего сертификата. Такое институциональное оформление профессиональных образовательных программ отвечает принципу академической мобильности обучающихся, позволяет им «выходить» и «возвращаться» в систему профессионального образования, менять образовательные маршруты, комбинировать профессиональные компетенции для достижения персональных конкурентных преимуществ на современных рынках труда.
Первые шаги в рассматриваемых трансформационных процессах сделаны с введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) как совокупности требований к результатам, структуре и условиям реализации основных профессиональных образовательных программ различного уровня.
В основу идеологии ФГОС НПО/СПО нового поколения положен модульно-компетентностный подход, предполагающий освоение технологически завершенных видов профессиональной деятельности, которые обеспечивают эффективную реализацию социальных и профессиональных функций квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена на конкретном рабочем месте.
Однако основой формирования профессиональных компетенций будущего специалиста, на мой взгляд, является формирование общих компетентностей на этапе освоения им общеобразовательных программ и дисциплин. ФГОС СПО предполагает формирование у обучающихся следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Компетентность — результат образования, выражающийся во владении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что, овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности, формируется персональный «ресурсный пакет». Набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным и позволяет учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.
Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что она в сравнении с другими результатами образования:
• является интегрированным результатом;
• позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента
функциональной грамотности);
• существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания);
• переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);
• проявляется осознанно (в отличие от навыка).
Общими компетентностями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Общие компетентности являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях [1; 2]. Подробное обоснование данной системы представлено в отчете по проекту. , , Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО
6. Учебная литература по культурологии
Контрольные вопросы:
1. Определение предмета дисциплины «Культурология» и подходов к его изучению в тексте учебного пособия (учебника)
Культурология – это комплексная область гуманитарного знания, синтезирующего в себе философские, исторические, антропологические, этнографические, социологические и другие исследования культуры.
Культурология – эта система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры. Происхождение термина Культурология принято связывать с именем американского культурного антрополога Л. Уайта, в России впервые этот термин стал использовать академик Д.С. Лихачев.
Объект культурологии – культура как исторический и социокультурный опыт людей, закрепленный в традициях и нормах, обычаях и законах, представлениях, оценках и действиях.
Предмет культурологии – совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого социокультурного опыта, отличного от мира живой природы. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления
2. Определение предмета истории культуры в учебных пособиях (учебниках). Проблема дисциплинарного соотношения “истории общества” и “истории культуры”.
История культуры – раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Предмет истории культуры — ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса[1].
Изучение истории культуры существует столько же, сколько и историческая наука, однако само понятие истории культуры трактуется, зачастую, по-разному. В связи со сложившейся в России традицией изучения культуры, преимущественно искусствоведами, в рамках истории культуры зачастую преподаётся история искусств.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ - 1) междисциплинарная область знания, направленная на изучение явлений и процессов исторического развития культуры от зарождения ее первых архаических форм до современного состояния; 2) специализация истории (Большая российская энциклопедия. Т. 12. М., 2008. С. 132); 3) специализация культурологии (Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 252).
В научном сообществе уже многие годы не прекращается дискуссия о том, по каким критериям научное направление «история культуры» отличается от общей истории (назовем ее «историей общества»). Эту дискуссию еще больше усложнило появление понятия «историческая культурология», которое в качестве нового научного направления стало претендовать на отличие как от истории общества, так и от истории культуры. Будучи человеком, причастным к появлению исторической культурологии в качестве особой научной дисциплины, я позволю себе предложить вниманию специалистов свое представление о принципах и границах размежевания перечисленных областей знания. Сначала о размежевании направлений «история общества» и «история культуры». Как правило (если судить по ВАКовским паспортам научных специальностей и преобладающей тематике содержания вузовских курсов по общей истории и истории культуры), различение двух названных областей исторического знания осуществляется по объекту описания. В качестве объекта общей истории (истории общества) в основном исследуются события политической и военной истории, история экономического развития и социальных отношений тех или иных народов. Объектом же истории культуры в основном избирается то, что принято называть неудачным, на мой взгляд, термином «духовная культура». Духовная культура в прямом и непосредственном смысле означает религиозную культуру (ср. духовное сословие, духовная музыка и пр.). Но в советское время, когда религии отказывали в статусе самостоятельной культуры, духовную культуру стали определять посредством ее противопоставления материальной культуре. Может быть, это и актуально для философов. Но ученые, занимающиеся проблемами культуры не умозрительно, а непосредственно, хорошо знают, что любое культурное явление, произведение, событие, процесс обязательно обладает как материальными, так и символическими (то есть духовными) характеристиками. Иначе бы оно не являлось культурным артефактом. Конечно, эти составляющие в разных случаях присутствуют в разных пропорциях, но они всегда совместны. Даже мысль в культуре выражена в каком-то материализованном виде (как написанный или произнесенный текст) , а самый материально-утилитарный предмет (напри- мер, плотничий топор), обязательно обладает и своим символическим смыслом. С этих позиций противопоставление материальной и духовной культур утрачивает свою научную операциональность, оно не несет никакой познавательной пользы. Вместе с тем обозначение собственно религиозной культуры как духовной не вызывает возражений. О терминах можно спорить, но, по существу, речь здесь идет о совокупно рассмотренной гуманитарной составляющей жизни общества — религии, философии, гуманитарных науках, искусстве, архитектуре, литературе, образовании. Этот сегмент общественной жизни Питирим Сорокин называл «идеацианальной культурой». Такое размежевание по объекту можно назвать «экстенсивным», что уже не соответствует современным нормам дифференциации научных дисциплин.
7. Учебный курс по культурологии
Задания:
1. Определите по формулировкам целевую аудиторию дисциплины и название дисциплины, соответствующее указанным целям.
2. На чем фокусируется предполагаемая программа – на образовании, развитии или воспитании?
3. Частную или общую цель преследует данная дисциплина?
4. Сколь масштабны «обещания» этой программы по набору возможных компетенций?
5. Отредактируйте формулировки целей, если это представляется необходимым.
Ответ
1.Цель дисциплины – изучение процесса формирования, развития и современного состояния нехристианских религий – от архаических до мировых, крупных и влиятельных. – История религий. Для студентов очно-заочной и заочной форм обучения: Курс III, семестр 5, 6. Программа фокусируется на образовании. Это общая цель.
2.Цель курса: дать представление о европейском искусстве ХХ века, о стилевом многообразии и влиянии на искусство XXI века. – Художественная культура XX века. для студентов специальностей: 1-21 04 01 «Культурология», 1-19 01 01 «Дизайн». Программа фокусируется на образовании. Это частная цель.
3.Цель дисциплины: подготовить выпускника, способного практически использовать теории, подходы и методы изучения культурных форм, процессов и практик в преподавании; • содействовать развитию у студентов способности осознанного выбора и применения современных методов изучения культуры в преподавательской деятельности; • содействовать формированию навыков разработки и использования современных образовательных технологий в преподавании. Общая дидактика и методики преподавания культурологии. Для студентов-магистрантов. Программа фокусируется на развитии. Это общая цель.
4.Цель дисциплины: сформировать общее представление о формах и особенностях бытования звука в городском пространстве в рамках таких областей исследования как Sound Studies и Urban Studies, научиться использовать эти знания в анализе художественных практик, эффективно применять их в своей профессиональной деятельности.
Градостроительство. Для студентов-магистрантов. Программа фокусируется на образовании. Это общая цель.